Ресурсное планирование, по моему мнению, является одной из самых важных активностей при управлении производством в проектной IT-компании.
Без качественного ресурсного планирования невозможна реализация проектов, невозможен рост и развитие компании.
Здесь и далее под ресурсами будут пониматься прежде всего сотрудники компании, занятые на производстве, так как именно сотрудники предполагают основную сложность при планировании.
Основными задачами ресурсного планирования являются следующие:
Кроме своей важности, ресурсное планирование также является одной из самых сложных задач.
Связано это с тем, что результаты планирования находятся под постоянным воздействием множества сложно прогнозируемых внешних факторов, которые снижают их актуальность.
Такими факторами являются следующие:
Таким образом, идеальное ресурсное планирование возможно только в полностью предсказуемом мире. Но, поскольку наш мир не является таковым, то ресурсное планирование возможно выполнять только с определенной долей вероятности. Кроме того, результаты ресурсного планирования нуждаются в постоянном пересмотре.
Для обеспечения качественного ресурсного планирования я использую следующий набор инструментов:
Без качественного ресурсного планирования невозможна реализация проектов, невозможен рост и развитие компании.
Здесь и далее под ресурсами будут пониматься прежде всего сотрудники компании, занятые на производстве, так как именно сотрудники предполагают основную сложность при планировании.
Основными задачами ресурсного планирования являются следующие:
- Своевременное обеспечение проектов подходящими ресурсами
- Минимизация простоев (т.е. задача, обратная первой - обеспечение ресурсов подходящими задачами)
- Исключение или минимизация ресурсных конфликтов
- Обеспечение сотрудников задачами из зон их ближайшего развития
- Обеспечение роста и развития компании в целом
Кроме своей важности, ресурсное планирование также является одной из самых сложных задач.
Связано это с тем, что результаты планирования находятся под постоянным воздействием множества сложно прогнозируемых внешних факторов, которые снижают их актуальность.
Такими факторами являются следующие:
- Работа отдела продаж, который в любой момент может сообщить о появлении нового заказа, требующего привлечения ресурсов
- Изменения в бизнесе клиентов и партнеров, которые могут приводить как в новым запросам, требующим дополнительных ресурсов, так и к неожиданным высвобождениям сотрудников (иногда даже массовым)
- Нестабильность самих сотрудников - болезни, увольнения и т.п.
Таким образом, идеальное ресурсное планирование возможно только в полностью предсказуемом мире. Но, поскольку наш мир не является таковым, то ресурсное планирование возможно выполнять только с определенной долей вероятности. Кроме того, результаты ресурсного планирования нуждаются в постоянном пересмотре.
Для обеспечения качественного ресурсного планирования я использую следующий набор инструментов:
- Матрица компетенций.
Этот инструмент позволяет визуально отобразить карту владения компетенциями сотрудниками компании (как занятыми сотрудниками, так и свободными). При этом, матрица компетенций позволяет также определить компетенции, которыми сотрудники не владеют, но хотели бы получить.
Матрица компетенций также позволяет осуществлять подбор сотрудников по заданным компетенциям, с учетом уровня владения, опыта и т.п. - Матрица текущей загрузки сотрудников.
Этот инструмент позволяет визуально отобразить следующее: - Текущую занятость сотрудников (на каких проектах они заняты)
- Планируемый срок высвобождения сотрудников
- Простои сотрудников
- Отсутствие сотрудников
- Уровень переработок и пр.
Здесь я привожу возможный вид части такой матрицы
- Анализ изменения коэффициента утилизации (отношение кол-ва часов, отработанных всеми сотрудниками на прибыльных проектах к доступному кол-ву часов)
Анализ причин снижения данного коэффициента помогает выявить и устранить причины простоев, перераспределить сотрудников между группами, избавиться от неэффективных направлений и т.п.
По моим наблюдениям хорошим значением коэффициента утилизации является значений 0.8.
Такое значение означает практически полную загрузку всех сотрудников, минимальные простои и отсутствие значительных переработок.
Необходимо также учитывать, кто колебания коэффициента утилизации имеют сезонный фактор. По моим наблюдениям максимальных величин он достигает в марте, минимальных - в июне.
- Анализ индивидуальной эффективности сотрудников
- Изменение уровня загрузки сотрудника с течением времени
- Изменение месячной выработки сотрудника
- Изменение часовой выработки сотрудника
- Выделение низкоэффективных, с точки зрения выработки, сотрудников с последующим анализом и устранением причин.
- Анализ заявок и коммерческих предложений, находящихся в работе в отделе продаж.
- Анализ потребностей текущих клиентов.
- Анализ текущего кадрового резерва, находящегося в отделе по работе с персоналом.
- Программа ротации, позволяющая периодически переводить начинающих сотрудников между длительными проектами с целью расширения их кругозора.
- Анализ зон ближайшего развития сотрудников
- Анализ заявленных сотрудниками пожеланий в их развитии
А каким инструментом пользуетесь для ведения матрицы текущей загрузки?
ОтветитьУдалить